вторник, 10 июля 2012 г.

ОН ОТКРЫЛ СОЗВЕЗДИЕ ТАЛАНТОВ





С Днепропетровском связаны имена многих украинских и российских звезд сцены и киноэкрана.В городе родилась Лия Ахеджакова, учились и мечтали о первых ролях Николай Гриценко, Родион Нахапетов и Сергей Гармаш.Но только выдающийся театральный режиссер и актер, народный артист СССР Игорь Владимиров стал родоначальником оригинальной школы режиссерского мастерства, создателем особого сценического жанра, вдохновителем и наставником целой плеяды знаменитых артистов.

  В НАЧАЛЕ ПУТИ

 Жизнь Игоря Петровича Владимирова настолько тесно связана с Санкт-Петербургом, что многие поклонники считают его коренным питерцем.Но именно днепропетровцы с полным правом могут называть выдающегося мастера своим земляком.Ведь его биография началась 1 января 1919 года в нашем городе.И только потом был Ленинград.
 В первые дни Великой Отечественной Владимиров стал добровольцем.Воевал в рядах народного ополчения на Ленинградском фронте.После войны, закончив кораблестроительный институт, работал в конструкторских бюро Горького и Ленинграда.А в свободное время, посещая театры, после спектаклей обсуждал с товарищами творчество режиссеров и артистов.
 Техника не очень привлекала молодого инженера.Тогда он сделал вывод, что театр - вот та стезя, по которой должен идти.Вскоре поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института имени Александра Островского, в класс Ирины Мейерхольд - дочери великого режиссера Всеволода Мейерхольда.
 После окончания ЛТИ в 1948 году начинающий актер служил в Ленинградском областном театре оперетты и Ленинградском гастрольном театре.В них сыграл несколько ролей.Через год перешел в театр имени Ленинского комсомола, где был замечен мэтром советской театральной режиссуры Георгием Товстоноговым. Вскоре Игорь Петрович Владимиров стал ассистентом знаменитого режиссера.Помогал ему в работе над спектаклем "Гибель эскадры" по пьесе украинского драматурга Александра Корнейчука.Также сыграл ряд удачных ролей в русской классике - Борис( "Гроза" Александра Островского), Лопухов("Новые люди" Николая Чернышевского), Алексей Берестов("Барышня-крестьянка" Александра Пушкина).А в 1956 году поставил свою первую пьесу - "Три соловья, дом 17".
  Годы учебы в одном из лучших театральных вузов СССР, работа в "Ленкоме" и БДТ стали для Игоря Петровича периодом профессионального становления, первыми шагами на пути к всесоюзной славе и популярности.Выступления перед взыскательной ленинградской театральной публикой и "творческие мастерские" Товстоногова заложили основу его будущей школы мастерства.

  ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР

  В ноябре 1960 года Игорь Владимиров перевернул новую страницу своей жизни - поступил в знаменитый ленинградский театр имени Ленсовета в качестве главного режиссера. И на его плечи легла огромная ответственность за судьбу одного из лучших в городе очагов культуры. С одной стороны он получил большую свободу для реализации творческих планов, а с другой - должен был прилагать массу усилий для "опеки" других режиссеров, решения различных организационных вопросов и подбора актерского коллектива.
  За короткий срок Владимиров сумел нацелить коллектив на творческий поиск, что сразу оценили ленинградские театралы. Его режиссерский стиль сочетал в себе новаторство и богатые традиции. Главный режиссер понимал, что не всегда нужно идти проторенными путями. Вначале он использовал такие репертуарные направления, как драматическая классика, зарубежная комедия и лирико-публицистическая пьеса. Затем обратился к очень популярному жанру музыкальной комедии. Примером стала пьеса "Женский монастырь", авторы которой - драматурги Владимир Дыховичный и Морис Слободской известны как создатели создатели текста популярной советской песни "Перед дальней дорогой".

  НА СЦЕНЕ И КИНОЭКРАНЕ

  Творческий путь Игоря Петровича Владимирова невозможно представить без ролей в театре и кино. Вернувшись на сцену в 1976 году, он создал глубокие многогранные образы писателя Пришвина("Круглый стол под абажуром" В.Арро), профессора Преображенского("Собачье сердце" М.Булгакова), старика Багорыча("Вы чье, старичье?" Б.Васильева), Карлоса Бланко ("Интервью в Буэнос-Айресе" Г.Боровика), дворянина Гаева("Вишневый сад" А.Чехова). И каждую роль, по отзывам многочисленных поклонников, играл искренне, правдиво, производя сильное впечатление на зрителей. Так, как будто судьбы героев были частью его собственной жизни, словно он сам пережил их радости и трагедии.
  Не менее интересны и разнообразны и  роли Владимирова в кино. Он сыграл в 18 фильмах. Причем в нескольких из них - главные роли. Дебютом на экране стала известная кинокартина К.Пипинашвили "Тайна трех океанов", которая была создана в 1955 году по одноименному роману советского писателя Г.Адамова. В ней молодой актер играл майора госбезопасности, под именем старшины Скворешни преследующего вражеского агента на борту подлодки.

  МАСТЕР И ЕГО УЧЕНИКИ 

  Наш знаменитый земляк проявил себя также как великолепный наставник. В своем театре имени Ленсовета Игорь Петрович вырастил целое поколение знаменитых актеров.
  В 1964 году в одном из спектаклей он увидел артиста Донецкого областного русского драматического театра Алексея Петренко и вскоре пригласил в Ленинград. Через несколько месяцев Петренко стал играть в главных постановках театра имени Ленсовета и на его сцену под руководством Игоря Петровича выходил в течение 13 лет. Затем стал киноактером и сыграл в таких известных фильмах, как "Агония", "Грачи", "Пир Вальтасара", "Сибирский цирюльник". В ленте Алексея Германа "Двадцать дней без войны" снимался вместе с нашей землячкой Лией Ахеджаковой. Ныне в его активе десятки ролей. Воспитанник Владимирова - популярнейший киноактер и народный артист России.
  А в 1972 году Игорь Петрович принял в труппу Михаила Боярского. Молодой артист прошел университеты Владимирова, много и плодотворно работал под руководством мэтра. Сначала участвовал в массовке спектакля "Преступление и наказание", затем была главная роль в мюзикле "Трубадур и его друзья". Всенародным любимцем, особенно женщин, стал после того, как сыграл главную роль в ленте "Д'Артаньян и три мушкетера", снялся в фильмах "Собака на сене", "Гардемарины, вперед!" и "Дон Сезар де Базан". На сцену театра имени Ленсовета народный артист России Михаил Боярский выходил до 1986 года, принимая участие в большинстве постановок наставника.
  Школу Владимирова в театре также прошли известные актеры Сергей Мигицко("Инкогнито из Петербурга", "Соломенная шляпка", "Дорогое удовольствие", "Андерсен"), Елена Соловей ("Огни любви", "Вам и не снилось", "Обломов", "Жизнь Клима Самгина"), Ирина Мазуркевич ("Чудо с косичками", "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Сын председателя", "Трое в лодке, не считая собаки", "О бедном гусаре замолвите слово"). Было у него большое множество последователей и среди студентов Ленинградского института театрального искусства, где он вел актерскую мастерскую.
  Ученики Владимирова во многом обязаны высоким мастерством знаменитому наставнику. Ведь в творческих студиях театра имени Ленсовета опытный знаток театрального искусства и человеческих отношений сумел органично соединить лучшие традиции русской классики и новаторство, верность незыблемым устоям и свободный полет фантазии. Игорь Петрович давал своим младшим коллегам возможность раскрыть свой талант, импровизировать и учиться владеть собой на сцене.

  СОЮЗ ДВУХ ТАЛАНТОВ

  В жизни каждого художника обязательно должен быть источник вдохновения. Музой Игоря Владимирова стала выдающаяся актриса, одна из самых ярких звезд советского театра и кино Алиса Фрейндлих. Их семейный и творческий союз начался после перехода Алисы Бруновны в театр имени Ленсовета в 1961 году. Почти сразу же она стала примой труппы, которой доставались практически все главные роли. Супруга главного режиссера блистала в спектаклях "Люди и страсти", "Дульсинея Тобосская", "Трехгрошовая опера". Из-за этого многие называли коллектив Владимирова "театром одной актрисы". В 1977 году, несмотря на разрыв семейных отношений, они вместе снялись в кинокартине "Старомодная комедия".
  Игорь Петрович Владимиров умер в 1999 году. Режиссер, актер и педагог оставил после себя огромное наследие - не только в виде поставленных спектаклей и ролей в кино, но и в судьбах десятков воспитанных им талантов.Уроженец Екатеринослава сумел достичь больших успехов в Ленинграде, добиться всесоюзной известности. И этим должны гордиться его земляки - днепропетровцы.
  
  







                                             

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий