вторник, 28 февраля 2012 г.

 ЛИТЕРАТУРНАЯ СЛАВА ПЕТРОВКИ 

  В Днепропетровске - десятки фабрик и заводов.Но, пожалуй, ни одно из предприятий не привлекало так много внимания представителей творческих профессий, не стало местом создания стольких литературных произведений, как металлургический завод имени Петровского.

 Петровка, словно магнитом, притягивала к себе знаменитых и начинающих писателей.Предприятие посетили многие поэты и прозаики, а на самом заводе в 1929 году была создана литстудия "Плавка", давшая путевку в жизнь десяткам литературных талантов.
 В 1930 году Петровка принимала выездную редакцию газеты "Правда".Тогда московские журналисты и писатели помогли небольшому кружку талантов развиться в полноценную литгруппу.В центре внимания был известный поэт Александр Безыменский.
 Благодаря стихам и статьям "плавкистов", придуманным хлестким лозунгам (например,"Каждый поймет, в ком мысль не угасла: будет сталь - будет и масло!") действительно значительно повысилась производительность труда на заводе.Тогда же в Москве вышел первый сборник произведений заводчан, получивший название "Стихи делают сталь".
 После того, как город покинул Безыменский, руководителем "Плавки" стал рабочий Петр Харламов.Четыре года спустя он был избран ответственным секретаре областной организации писателей.Вместе с ним поднимали литстудию поэт Дмитрий Демерджи и журналист Лев Авруцкий.Им помогали прозаик Григорий Ашкинази и драматург Нестор Коваленко.
 В 30-е годы многие популярные советские мастера слова стремились побывать на Петровке, славившейся своими трудовыми традициями.В цехах завода можно было увидеть Всеволода Вишневского, Василия Ильенкова, Льва Никулина, Александра Прокофьева, Пантелеймона Романова, Илью Сельвинского.Приходили обмениваться опытом участники студии "Молодая кузница" Михаил Голодный, Дмитрий Кедрин и Михаил Светлов, впоследствии ставшие выдающимися поэтами.
 Приезжали украинские писатели Иван Ле, Иван Микитенко, Леонид Первомайский, Иван Сенченко, знаменитый поэт Владимир Сосюра и отец нашей сатиры Остап Вишня.Особенно часто наведывался Иван Кириленко, собиравший материал для романа о металлургах "Перешихтовка".
 Были в те годы у заводчан и иностранные знаменитости: немецкий поэт-антифашист Эрих Вайнерт и венгерский писатель Мате Залка, затем прославившийся как легендарный герой гражданской войны в Испании генерал Лукач.
 В 1934 году известный драматург, автор популярной пьесы "Любовь Яровая" Константин Тренев интересовался работой металлургов.Он побывал на Петровке, присутствовал на заседаниях "Плавки", путешествовал по Днепру с "плавкистами".
 После Великой Отечественной войны интерес писателей к Петровке не угас.В 50-х годах завод встречал автора "Молодой гвардии" Александра Фадеева, собиравшего материал для романа "Черная металлургия".Позднее на предприятие приехал Александр Бек, создавший целый цикл произведений о металлургах - "Курако", "События одной ночи", "Записки доменного мастера".Он хотел написать документальный роман об Илье Коробове, представителе славной династии доменщиков Коробовых и тогдашнем директоре завода.
 В разные годы "Плавку" возглавляли один из патриархов украинской прозы Павел Загребельный, известные днепропетровские литераторы Сергей Завгородний, Леонид Залата, Павел Кононенко, Виктор Корж, Микола Миколаенко, Игорь Пуппо.А для Александра Былинова, постоянно возвращавшегося в своих произведениях к судьбам петровцев, тема завода стала творческим полигоном.
 Литературную славу студия обрела благодаря трем своим руководителям - Михаилу Селезневу, Михаилу Патрику и Людмиле Черкашиной.Михаил Селезнев - автор нескольких поэтических сборников, романов "Комбаты" и "Отдар", повести "Одноклассники" о выпускниках днепропетровских школ, ушедших на войну.Поэт Михаил Патрик руководил "Плавкой" более двадцати лет.Автор замечательных сборников "Три минуты молчания" и "Триада" сделал студию оазисом высококлассного творчества.
  В 1999 году "Плавку" возглавила директор заводского народного музея Людмила Черкашина.Она вошла в литературу со сборниками стихов и рассказов "Бессонная ночь", "Сколько халатов у Насреддина?", "Самарянка", "Апокрифы после дождя".При ней студия продолжила быть творческим объединением талантов, где поэты и прозаики регулярно представляли на суд коллег свои стихи, повести и рассказы, делились литературным опытом , слушали песни самодеятельных исполнителей, участвовали в небольших художественных выставках, проводившихся народным музеем истории завода.На заседаниях опытные литераторы давали мастер-классы для начинающих коллег.


  

Комментариев нет:

Отправить комментарий