понедельник, 26 ноября 2012 г.

СОЗДАТЕЛЬ ГРОЗНОЙ "КАТЮШИ"


Среди днепропетровских инженеров были знаменитости, известные далеко за пределами нашего города. Один из таких людей - советский военный конструктор, изобретатель прославленной "Катюши" Иван Исидорович Гвай.

  За работы по созданию реактивной артиллерии и весомый вклад в победу над фашизмом, Иван Гвай был дважды удостоен Сталинской премии, награжден орденами Ленина, Красной Звезды и "Знаком Почета".Он предлагает и разрабатывает проекты ленточных транспортеров для переброски грузов в рельсо-балочном и механическом цехах. За ним числится не одно интересное конструкторское решение и множество неожиданных технических предложений.
 В  Создатель грозного оружия, наводившего ужас на гитлеровцев в годы Великой Отечественной войны, научный последователь Константина Циолковского, самобытный поэт и писатель, чьи стихи и рассказы вызывали восхищение читателей, депутат Верховного Совета СССР - таков многогранный талант Ивана Гвая. Приятно сознавать, что свою конструкторскую деятельность он начал именно в Днепропетровске.
 Родился Иван Исидорович Гвай в 1905 году в Гродненской губернии(ныне - Гродненская область Республики Беларусь) в семье конторщика беловежского лесничества. В 1914 году семья Гвая переехала в Екатеринослав. Сначала Иван учился в железнодорожной школе, затем собирался получать высшее политехническое образование. Но революция и гражданская война  оборвали планы. Пришлось батрачить и подрабатывать случайными заработками. В 1919 году ему удалось поступить в Екатеринославский техникум железнодорожного транспорта. Здесь он получает основы технических знаний, знакомится с Дмитрием Кедриным, ставшим в будущем известным русским поэтом. Проявился во время учебы в техникуме и литературный талант самого Гвая.
 В 1925 году, окончив техникум, Гвай получает диплом техника-механика путей сообщения и работает в службе тяги Екатеринославской железной дороги. Стремясь к конструкторской деятельности, переходит на Брянский металлургический завод(ныне - Днепропетровский металлургический завод имени Петровского).
 Именно на Брянке раскрывается конструкторский талант Ивана Гвая. Он учится у старых специалистов, перенимает их умение находить нужное техническое решение в максимально сжатые сроки.
 Особенно привлекают Гвая планы реконструкции завода, механизация трудоемких процессов.
1929 году Гвай переезжает в Ленинград и поступает на конструкторскую работу в Военную электротехническую академию имени Буденного. А с 1934 года Иван Гвай работает в Москве, в Реактивном научно-исследовательском институте, созданном за год до этого по приказу маршала Тухачевского. Здесь руководит проектом создания механизированных ракетных установок, и в 1937 году добивается первых успехов. Совместно с коллегами - В.Н.Галковским, А.С.Поповым и  А.П.Павленко, создает самолетные пусковые установки для реактивных снарядов РС-82 и РС-132. В 1937 году истребительной эскадрильей проведено испытание    82-мм РС-82, а через год скоростные бомбардировщики испытали 132-мм РС-132.
 Наибольшего успеха Гвай достиг в разработке наземных пусковых установок, предложив разместить реактивную систему, состоявшую из 24 направляющих типа "флейта", на грузовом автомобиле. В 1938 году были смонтированы две опытные установки БМ-13. Во время испытаний на полигоне Главного артиллерийского управления все осколочно-фугасные реактивные снаряды попали в цель. При войсковых испытаниях система превзошла все ожидания военных. Члены Государственной комиссии высоко оценили работу конструктора, отметили высокую мощь нового оружия.
  Первый удар по врагу "Катюши" нанесли 14 июля 1941 года под Оршей. Героическая батарея гвардии капитана Ивана Флерова, состоявшая из семи реактивных установок, двумя залпами уничтожила железнодорожную станцию с немецкими эшелонами и переправу, посеяв среди врагов панику. По донесениям гитлеровского командования, удар был потрясающей силы. Ведь залп одной батареи по мощи был равен трем полкам ствольной артиллерии. Руководство Вермахта требовало от подчиненных захватить хотя бы одну установку, создало для этой цели даже специальные разведшколы, но разгадать секрет они так и не смогли.
  Реактивные установки Гвая прошли всю войну. Рев гвардейских "Катюш", несущих огненную смерть врагу, стал одним из символов Великой Победы.
  После Великой Отечественной войны Гвай занялся научной работой. В 1954 году, работая в Академии наук СССР, приступил к изучению возможностей солнечной энергии. Выступил в прессе со статьей, развивающей труды Константина Циолковского о мощном неисчерпаемом источнике энергии - солнце. В 1959 году Иван Исидорович написал книгу "О малоизвестной гипотезе Циолковского", вызвавшую множество восторженных откликов в научном мире. По мнению ученых, Иван Гвай окрвл человечеству Константина Циолковского не только как выдающегося изобретателя, но и как великого мыслителя.
  Всю свою недолгую жизнь Иван Гвай отдал делу служения науке и защите Отечества. Его "Катюши" навсегда останутся в памяти народа.
  




Комментариев нет:

Отправить комментарий